Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Летяховская основная общеобразовательная школа

История образования в красногорском районе

История образования в красногорском районе.doc.

XX век принёс с собой огромные перемены в деле народного образования. Ещё в начале столетия положение в этой области было удручающим. По переписи 1897 года грамотными считались лишь 16,3 %жителей Суражского уезда. В 1906 году здесь на 259 тысяч жителей приходилось2258 учащихся одноклассных и двуклассных церковно- приходских школ. Кроме того, в 60 земских школах обучался 2161 ученик. На территории Красногорского района не было ни одной средней школы, а ближайшие гимназии и училища находились в Сураже, Клинцах, Новозыбкове.

Главной задачей народного образования в 20-е годы прошлого столетия стала ликвидация неграмотности. Было создано добровольное Всероссийское общество «Долой неграмотность», которое организовало в городах и сёлах школы и пункты( ликбезы) для детей и взрослых от 8 до 50 лет. Поскольку в районе не было студентов или старшеклассников, главную роль в обучении взрослых сыграли учителя начальных классов.

Другой важной задачей стал переход ко всеобщему обязательному начальному образованию. С 1929 года в Западной области вводилось всеобщее четырёхлетнее образование, сеть учебных заведений быстро росла. В 1930 году было построено здание школы крестьянской молодёжи в Красной Горе, а через два года в ней состоялся первый выпуск. В 1934 году появилось постановление правительства « О структуре начальной и средней школы». Этим документом определялись типы общих образовательных учреждений: начальная, семилетняя и средняя школы. Красногорская ШКМ преобразуется в неполную среднюю, а год спустя в среднюю. В районе функционировали ещё два средние учебные заведения – в Колюдах и Заборье. Строились новые школьные здания. Так собрание колхозников в с. Перелазы в 1834 году приняло решение о закрытии церкви и о строительстве неполной средней школы. Велось также строительство в Колюдах и Сельце.

Очень сложной была проблема педагогических кадров. В 1937 году в районе работало 257 учителей, но их образовательный уровень оставлял желать лучшего. На проходившей в это время аттестации педагогических кадров свою квалификацию подтвердили лишь 17 учителей средних школ и 61 учитель начальной школы. 155 человек были допущены к работе с условием, что к началу учебного года они поступят на заочное отделение пединститута в городе Новозыбкове или педагогического училища в городе Сураже. 24 человека были вовсе освобождены от работы. Для повышения квалификации предлагалось ежемесячно проводить семинары при Красногорской средней школе, слушать по радио лекции.

В послевоенные годы одной из главных задач 52-х школ было повышение качества знаний учащихся. Заедующий РОНО Андрей Семёнович Исайкин, инспектор Л. Сельченкова принимали все меры для обеспечения школ кадрами учителей. Стояли задачи наладить работу кустовых методических объединений, изучения и обобщения опыта работы лучших педагогов, организации заочного обучения и самообразования, оказывания помощи молодым специалистам. Серьёзное отношение было к выпускным экзаменам в июне 1944 года: к подготовке текстов контрольных работ и экзаменационных билетов, подбору ассистентов из числа опытных учителей. Указывалось на недопустимость списываний и подсказок.

Положение в школах района было сложным. Так в Кургановской школе к сентябрю 1944 года оказались незастеклёнными окна. Ученикам воду пришлось доставлять из развалившегося колодца, опускаясь туда по лестнице. В Ивановскую начальную школу не завезли дрова. Райгозета «Путь Ленина» той поры рассказывала, что учителям Кургановки приходилось ходить в Николаевку, чтобы там купить картошки, так как местный колхоз «Красный колос» отказался обеспечить им педагогов. В Ларневске и Медведях педагогам по 2 – 3 месяца не отпускали хлеб. Да и в самой Красной Горе не всегда удавалось отоварить хлебные карточки. Но и в таких условиях учителя стремились обеспечить высокий уровень знаний учащихся. По району в 1945 – 1946 учебном году из 8865 учащихся было 832 неуспевающих, а в следующем уже 877. Сложное положение сложилось в Селецкой, Ширковской, Вяжновской школах. Когда учительница химии и биологии Красногорской школы Александра Ивановна Станкевич из 207 учащихся выпустила и перевела в следующий класс 204, это было признано высоким показателем. Учительница получила денежную премию и благодарность Министерства просвещения. Вскоре учителя М.Т. Цегольникова (Красная Гора), П.Ф. Сельченко (Батуровка) добились 100% успеваемости. На совещании 27 – 28 августа 1947 года отмечалась хорошая работа учителей: Мамочкиной, Белоус, Хламовой, Сергеенко, Мисникова и других. На январском совещании 1948 года главным вопросом было патриотическое воспитание учащихся. С докладом выступил заведующий В.И. Марченко. Директор Красногорской школы Лев Никитич Станкевич рассказал об основных направлениях борьбы с второгодничеством. Выступления в прениях продолжались два дня. Отмечалась хорошая работа учителей Красногорской средней школы А.И. Станкевич, Е.В. Байдак, М.Т. Цигельниковой – все они работали без неуспевающих и добивались высокого качества знаний учащихся.

Хорошо была организована работа КМО, включавших в себя среднюю и окрестные семилетние и начальные школы. На заседании КМО при Красногорской средней школе 29 февраля 1948 года присутствовало 89 учителей. Они посетили 10 открытых уроков, которые проводили в частности Е.В. Байдак, П.С. Кругликова, Г.З. Ковалевский, А.И. Станкевич и другие педагоги. Урокам была дана самая высокая оценка. Проводились в районе и курсы повышения квалификации. Ведь в 40-е годы нелегко было учителю поехать в Г. Брянск, Новозыбков или Сураж, чтобы изучать там передовой педагогический опыт Курсы организовывали при Красногорской средней школе. В июне - июле 1948 года 25 учителей начальных классов смогли познакомиться с работой лучших педагогов средней школы райцентра. А рассказать было о чём. Три раза в неделю выходила в школе стенгазета «За учёбу». Здесь были заметки о писателях, учёных, исторических деятелях, о лучших учениках школы. Появлялись и критические замечания в адрес ребят, нарушавших правила поведения. Наиболее активно сотрудничали со стенгазетой семиклассники во главе со своей учительницей Ириной Даниловной Внуковской.

Газета оказывала большое влияние на школьную жизнь. Лучшими учениками отличниками в эти годы были В. Долгий, Г. Деменок, О. Пронин, К. Борисенко, Я. Подвойская, М. Сенчик. О них с гордостью рассказывал на страницах районной газеты завуч школы Л.М. Выкочко ( в дальнейшем директор Новозыбковского педучилища). Получали учителя и высокие правительственные награды. В 1951 году орденом «Знак Почёта» был награждён завуч Ширковской семилетней школы И.В. Дробков, медалью «За трудовую доблесть» - П.Д.Дробков ( Ширковская школа), А.П. Горбачёва (Ларневская НСШ); медалью «За трудовое отличие» - Л.Н. Станкевич ( Красногорская СШ), М.Л. Долгий ( Любовшанская НШ), Т.И. Хайков (Яловская школа). Эти педагоги были примером для своих коллег, воспитывали себе достойную смену.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ



После революции 1905 – 1907 г. Летяховци освободились от правительских выкупных платежей. В годы революции летяховцы выступали против самодержавия. Хотя в селе и не было помещика, зато летяховцы должны были платить налоги царским чиновникам и местным властям. Образования в этот период жители села почти никакого не получали. Только в 1909 году Суражское уездное земское собрание решило вопрос о строительстве в Летяхах земской народной школы. Казна для этого отпустила лесу на здание школы для трёх классов – комплектов на сумму 3800 рублей, 2000 рублей была взята ссуда и 500 рублей собрано мирским сбором. Попечителем школы был избран священник Александр Дорогунцев. Так с 1910 года в Летяхах открылась земская школа. В январе 1918 года в селе была провозглашена Советская власть. Село Летяхи вошло в Поповогорскую волость. Одной из старейших учительниц в Летяхах была Пелагея Николаевна Белугина. Вот как она вспоминала о своей работе: « Приехала я в Летяхи в 1929 году. Меня назначили заведующей школы. Школа была двухкомплектная. У нас было 4 класса, а два учителя. Школа находилась севернее здания бывшей почты. У меня было 80 учеников. В 1-м классе обучалось 50 учеников, а во 2-м классе – 30 учеников. Занималась я с ними в одну смену. Другим учителем был Змовик Константин Иванович. Он преподавал во 2-м и 4-м классах. Учеников было в двух классах 60 человек. Затем было открыто ещё два класса. А так как здание школы не могло вместить всех учащихся, то занимались по крестьянским избам. Пятого класса в школе не было и дети вынуждены были обучаться в селе Перелазы ( в 7 км. От села Летяхи)».

В конце 1929 года в Летяховской школе училось 300 учеников. В 1930 году при школе был организован пионерский отряд. Отряд состоял из учеников старших классов и подростков, окончивших школу. Численность отряда – 70 пионеров. Первым пионервожатым был учитель школы Змовик Константин Иванович. С организацией пионерского отряда работа школы улучшилась: повысилась успеваемость среди учащихся, улучшилась дисциплина. Пионеры помогали вдовам и инвалидам гражданской войны по хозяйству, разносили газеты, литературу и повестки о явке на собрания по избам села Летяхи. Организовывали вечера художественной самодеятельности, ставили спектакли.

В 1935 году в селе построили большую школу, которая стояла на месте, где стоит нынешняя школа. В годы Великой Отечественной войны в здании школы размещался немецкий штаб. В 1943 году при отступлении немцы сожгли школу. Пока открылась новая школа, занимались по избам, а потом в зданиях трёх школ. Одна школа чуть ближе здания конторы колхоза, другая на углу территории клуба ( сейчас там располагается школьная мастерская), а третье здание школы – это дом, в котором в настоящее время живёт учитель Подвойский А.М.

Здание нынешней школы было построено и открыто в 1953 году. Школа вначале была «семилеткой», затем восьмилетней. Когда не была сделана пристройка, приходилось заниматься в две смены. Были годы, когда в восьмилетней школе обучалось по 350-400 ребят. Только в 1977 году школа получила статус средней.

20 сентября 2016 в 13:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.